Как играть в Against the Storm: Гайд для новичков
Освойте Against the Storm с этим подробным гайдом для начинающих. Узнайте, как строить процветающие поселения, грамотно управлять ресурсами и пережить самые сильные бури.
Обновлено SinglePlayer в Against the Storm
Вступление
Against the Storm - это уникальное сочетание двух жанров: градостроительной стратегии и рогалика. В отличие от классических градостроительных песочниц с упором на долгосрочное развитие, Against the Storm предлагает вам создавать временные, но эффективные поселения в условиях жёсткого дефицита времени.
Каждое игровое прохождение (забег) длится примерно 2–3 часа. Вы поведёте караван поселенцев в случайный дождевой лес, где нужно добывать ресурсы, преодолевать испытания и выполнять задания, чтобы заслужить благосклонность таинственной Королевы. Успех продвигает по глобальной карте и открывает доступ к постоянным улучшениям.
Это руководство познакомит вас с основными механиками и поможет выиграть первые поселения.
Глобальная карта

Глобальная карта - это место, где вы планируете свой дальнейший путь. В центре находится Тлеющий город, ваша постоянная столица. Вокруг простирается процедурно сгенерированная дикая местность, разделённая на шестиугольные клетки. Каждая клетка - потенциальное место для нового поселения с определённым биомом и уникальными модификаторами сложности.
На этой карте вы выбираете ячейку для следующего поселения. По мере успешного прохождения, вы прокладываете путь к Печатям - особым клеткам, которые можно разрушить, накопив по пути достаточно Фрагментов печатей. Разрушение Печатей (Бронзовой, Серебряной, Золотой, Адамантовой) - это своего рода "финальная битва" текущего Цикла.
Основной геймплей
Основной игровой процесс в Against the Storm строится вокруг развития отдельных поселений с нуля. Каждое поселение начинается с небольшой группы поселенцев и ограниченного набора ресурсов.
Ваши основные задачи:
- Выполнять Приказы.
- Поддерживать жизнь и продуктивность жителей.
- Контролировать растущую Враждебность леса.
- Исследовать соседние Поляны.
Когда вы наберёте достаточно Очков Репутации, поселение считается успешным. Вы вернётесь на карту мира, где сможете продвинуться дальше к магическим печатям и потратить заработанные ресурсы на покупку улучшений в Тлеющем городе.
Уровни сложности
В Against the Storm есть четыре базовых уровня сложности:
- Поселенец
- Первопроходец
- Ветеран
- Наместник
Эти уровни отличаются количеством Тайн Леса и сложностью выполнения Приказов.
Помимо этого, существует 20 уровней Престижа. Каждый уровень Престижа добавляет уникальный эффект, усложняющий игру. Эти модификаторы суммируются: например, на Престиже 5 действуют все эффекты с Престижа 1 по Престиж 5 включительно.
Некоторые примеры негативных эффектов:
- Жители потребляют больше еды
- Строительство зданий обходится дороже
- Торговцы платят меньше за ваши товары
Новые уровни Престижа открываются за победы в поселениях. Чем дальше регион находится от столицы, тем выше минимальное требование по сложности, вплоть до Престижа 20 для финальной Адамантовой Печати.
Начало поселения

Каждый забег в Against the Storm начинается с подготовки и отправки экспедиции.
Перед стартом вы выбираете:
- Клетку на карте с особыми мировыми модификаторами
- Биом с его уникальными ресурсами
- Караван с начальными припасами и смесью рас
- Бонусные материалы, на которые тратятся Очки Экспедиции, восполняя то, чего не хватает вашему каравану.
- Уровень сложности экспедиции
После нажатия В путь и загрузки игры вы появляетесь в стартовой Поляне, где находятся:
- Древний Очаг - центральный костёр, где отдыхают поселенцы
- Центральный Склад - точка сбора и хранения ресурсов
- Несколько случайных источников ресурсов (например, яйца, камень, плодородная почва)
Ваши первые действия:
Постройте лагеря лесорубов
Они позволяют поселенцам рубить деревья - основной источник топлива, строительного материала и часто используемый ингредиент в производстве. Размещайте лагеря рядом с деревьями, но достаточно близко к Центральному складу. Не открывайте соседние Поляны сразу - это повышает Враждебность и запускает таймер Полянных событий, к которым вы, скорее всего, ещё не готовы. Лучше отложить это до начала второго года.
Постройте жильё
Обычное укрытие вмещает трёх поселенцев. Постройте столько, чтобы никто не остался без крыши над головой - бездомные во время сезона Бури рискуют покинуть поселение из-за низкого Настроя.
Проложите дороги
Дороги ускоряют передвижение. Простые Тропы бесплатны, поэтому создайте базовую сетку, соединяющую Очаг, Склад и лагеря. Поселенцы часто ходят по этим маршрутам, чтобы отдохнуть у Очага или доставить товары на Склад.
Эта начальная фаза обычно длится 3–4 минуты.
Чертежи

Чертежи - ключ к открытию новых зданий в игре. В начале забега вам доступны лишь базовые постройки. По мере накопления Репутации игра предлагает выбрать один из нескольких чертежей, расширяющих ваши возможности.
Большинство чертежей делятся на следующие категории:
- Улучшенные лагеря для сбора ресурсов с крупных источников.
- Промышленные здания, перерабатывающие сырьё в строительные материалы или другие товары более высокого уровня.
- Фермы, размещаемые на плодородной почве для выращивания еды.
- Здания для производства пищи, перерабатывающие сырую пищу в разнообразные блюда.
- Обслуживающие здания позволяют поселенцам потреблять переработанные товары для повышения их Настроя.
Набор чертежей случайный - это важная часть игрового процесса. Вы не можете полагаться на одинаковый билд в каждом забеге. Вместо этого вам придётся адаптироваться к тому, что предлагает игра. Каждая игровая сессия - это вызов, требующий гибкости и умения извлекать максимум из неожиданных комбинаций.
Краевые камни
Краевые камни - это бонусы, которые формируют вашу стратегию и делают каждый забег уникальным. В начале каждого года вам предлагается случайный набор Краевых камней, из которых вы можете выбрать один, чтобы навсегда улучшить своё поселение. Если ни один из вариантов не подходит под текущую ситуацию, вы можете пропустить выбор и получить вместо этого Янтарь.
Краевые камни также можно получить у Торговцев или после выполнения Полянных событиях. Полный список доступен на вики.
Краевые камни могут давать:
- Дополнительную продукцию (например, +2 Ягоды при сборе и фермерстве)
- Дополнительные ресурсы (например, 3 Масла за каждые 10 произведённой Муки)
- Улучшение производства (например, +50% к урожаю на Плантациях)
Однако большинство Краевых камней уникальны и не поддаются простой классификации. Некоторые сочетаются с выбранной расой или биомом; другие могут полностью изменить вашу стратегию. Хороший пример - Краевой камень "Торговый узел", позволяющий выиграть игру, продавая Торговцам всё подряд.
Вы не можете контролировать, какие Краевые камни появятся, поэтому важно адаптироваться под полученные бонусы.
По мере роста экономики и накопления бонусов, забег в Against the Storm превращается из напряженной борьбы за выживание в ранней игре в изобилие поздней игры - как и другие рогалики, где грамотные ранние решения вознаграждаются мощным снежным комом к концу забега.
Репутация и Нетерпение

Репутация - основной способ победы в игре. Заполнение шкалы Репутации завершает забег (кроме финальных миссий с Печатью).
Но даже одно очко Репутации ценно - достижение синего ромба на шкале открывает выбор нового Чертежа здания, расширяя стратегические возможности.
Основные способы получения Репутации:
- Выполнение Приказов
- Завершение событий в Опасных или Запретных полянах
- Отправку Позабытых Тайников в Крепость
- Поддержка высокого Настроя жителей
У каждого поселенца есть параметр Настрой, отражающий его удовлетворённость. Когда средний Настрой расы превышает определённый порог, она начинает генерировать Репутацию каждую секунду (пассивный прирост).
На Настрой влияют:
- Наличие жилищ
- Потребление разнообразной еды
- Удовлетворение потребностей в услугах
- Эффекты Тайн Леса (во время Бури)
- Враждебность Леса
- Бонусы от зданий
Если Настрой расы падает до нуля, её представители начинают покидать поселение. Каждая потеря увеличивает Нетерпение.
Нетерпение - противоположность Репутации. Если шкала Недовольства Королевы заполнится целиком, поселение потерпит поражение. Нетерпение постоянно растет, действуя как своего рода мягкий таймер, но может резко подскочить, если жители поселения умирают или уходят.
Ваша цель в большинстве поселений проста: заполнить шкалу Репутации до того, как заполнится шкала Нетерпения Королевы.
Враждебность
Враждебность - это ключевой элемент давления в Against the Storm. По мере роста поселения уровень Враждебности повышается, снижая Настрой поселенцев и усложняя выживание во время Бури.
Враждебность растет из-за:
- Прибытия новых жителей (+6 за поселенца).
- Перехода в новый год (+45 за год).
- Открытия Полян (+15 за небольшую, +30 за Опасную или Запретную)
- Назначения лесорубов на вырубку деревьев (+24 за рабочего)
Вы можете увидеть текущий уровень Враждебности и его источники в верхней части экрана.
Каждый уровень Враждебности снижает Настрой на:
- –2 в течение всего года
- Дополнительно –4 во время Бури (из-за стандартной Тайны Леса)
Кроме того, высокий уровень Враждебности активирует Тайны Леса во время Бури. Эти эффекты могут быть очень вредными - а иногда и смертельными.
Как снизить Враждебность:
Отозвать лесорубов
Временное снятие работников с работы - простой и эффективный способ управления Враждебностью во время Бури.
Жертвовать топливо
Можно временно снизить Враждебность, сжигая Древесину или Уголь в Древнем Очаге. Используйте это как крайнюю меру (если у вас нет излишков топлива), так как ресурсы расходуются очень быстро.
Отложить принятие новых жителей
Поселенцы - один из основных источников Враждебности. Не обязательно принимать каждую группу - если рабочих хватает, лучше подождать.
Построить дополнительные Очаги
Каждый дополнительный Очаг снижает Враждебность на –30. Главное - убедитесь, что у вас достаточно топлива для поддержания огня во всех очагах.
Повысить шкалу Нетерпения
Каждое очко Нетерпения снижает Враждебность на 15. В некоторых случаях разумнее позволить шкале Нетерпения немного вырасти, чтобы остаться ниже критического порога Враждебности.
Использовать здания и Краевые камни
Два здания - Монастырь и Храм - снижают Враждебность. Дополнительное снижение дают Краевые камни, действующие при выполнении условий (например, при открытии Тайников или продаже товаров).
Приказы

Приказы - это задания от Королевы. За одну экспедицию вы получаете от 9 до 12 Приказов, и каждый предлагает два или три варианта выполнения.
Выполнение Приказа даёт:
- 1 очко Репутации
- Награды: поселенцы, инструменты, шестеренки, различные ресурсы, Чертежи или Краевые камни, усиливающие производство
Хотя концепция Приказов проста, их влияние на забег огромно. На самом легком уровне сложности (Поселенец), выполнение всех 12 Приказов достаточно для победы. На Престиже 1 и выше для победы требуется 18 очков Репутации, так что одних Приказов уже недостаточно. Тем не менее они остаются ценными: дают новые Чертежи и являются надёжным способом заполнить большую часть шкалы Репутации.
Приказы в начале игры, как правило, проще: задачи вроде постройки укрытий, размещения лагерей или доставки небольшого количества ресурсов. Оба варианта легко выполнить и вы сами выбираете награду, которая вам больше подходит. В начале игры особенно полезны поселенцы, так как вам нужно больше рабочих рук.
Поздние Приказы гораздо сложнее, и иногда реально выполним только один из вариантов. Примеры требовательных задач:
- Доставка товаров, которые вы не можете производить.
- Постройка здания, для которого у вас нет Чертежа.
- Удовлетворение потребностей большего числа жителей, чем есть в поселении
- Открытие большего количества Полян, когда производственная цепочка уже налажена
Небольшой совет: оставьте несколько завершенных Приказов невыполненными — это может служить запасным планом для снижения Нетерпения. Такая стратегия полезнее в поздней игре, когда награды за приказы уже не так важны.
Расы
Ваши поселенцы принадлежат к семи различным расам, каждая из которых обладает своими сильными сторонами, предпочтениями и потребностями. Каждая экспедиция формируется из трёх случайных рас (состав зависит от выбранного Каравана).
Назначение работника в подходящее здание повышает его Настрой (что необходимо для пассивного прироста Репутации), увеличивает производительность или дает уникальные бонусы при назначении на роль Хранителя Огня в Древнем Очаге. Каждый вид также имеет свои особые потребности — только определенные блюда и услуги повышают их Настрой.
Например, Человек:
- Имеет базовый Настрой 15
- Получает +5 к Настрою от Пивоварения
- Собирает на 10% больше урожая на Фермах
- Замедляет рост Недовольства Королевы на 25% в роли Хранителя Огня
- Любит Печенье, Пироги и Кашу
- Будет доволен Элем, если построена Таверна
Характеристики рас можно найти в Игровой энциклопедии. Для более детальной информации о расах, их специализациях и потребностях загляните в вики Hooded Horse.
Поляны
Ресурсы в стартовой зоне быстро заканчиваются, поэтому исследование леса - необходимый элемент выживания. Поляны - это открытые участки, которые обнаруживаются после вырубки окружающих деревьев.
Типы полян:
Небольшие Поляны

Небольшие Поляны безопасны, но обычно менее прибыльны - содержат меньше источников ресурсов. Тем не менее в начале игры такая поляна может оказаться именно тем, что нужно. Ресурсы здесь - низшего уровня, поэтому их можно собирать базовыми лагерями без улучшений.
Иногда можно найти 8–10 участков плодородной почвы - этого достаточно, чтобы прокормить небольшое население урожаем с ферм. Другие полезные находки: гейзеры, лагеря, странствующие торговцы и заброшенные тайники. Чёрные, Золотые и Королевские Олени - уникальные существа, встречающиеся только в Небольших Полянах.
Однако открывать слишком много таких Полян не рекомендуется - каждая увеличивает Враждебность на +15.
Опасные Поляны

Открытие Опасной Поляны запускает Опасное Событие — мини-квест, требующий 1-3 рабочих и определённых материалов или провизии.
Обычно у вас есть два варианта решения, с разными затратами и наградами. В начале игры выгоднее выбирать вариант с меньшими затратами и бонусом к производству. Позже можно предпочесть вариант с Репутацией, чтобы быстрее завершить игру.
Помимо основного события, Опасные Поляны часто содержат всё, что есть в Обычных (кроме оленей), но в большем объёме и более высокого качества: крупные тайники, лагеря и источники ресурсов.
Штраф за открытие Опасной Поляны - +30 Враждебности, вдвое выше, чем у Небольшой Поляны. Но благодаря ценным наградам они предпочтительнее в большинстве случаев.
Запретные Поляны

Главное отличие Запретных Полян - сложность события внутри. Требования выше, эффекты работы жёстче, а последствия за несвоевременное выполнение - серьёзнее.
Запретные Поляны находятся далеко от стартовой зоны, поэтому к моменту их обнаружения у вас, скорее всего, уже будет стабильная экономика и инструменты для решения задачи.
Штраф Враждебности - всё те же +30, как и у Опасных Полян.
Нерешённые события могут повысить Нетерпение Королевы или наложить неприятные негативные эффекты. Поэтому лучше открывать Поляны в конце Бурана или в начале Капели - тогда у вас будет время на решение события до следующего Бурана.
Распространённая стратегия: купить необходимые товары у Торговца, если они еще не производятся в самом поселении.
Торговля

Почти всё, что упоминается в этом гайде - от производства еды до событий в Полянах - может быть связано с торговлей. Торговцы позволяют продавать излишки и восполнять дефицит ресурсов. В начале игры особенно полезно покупать строительные материалы, так как стандартная кустарная мастерская крайне неэффективна в их производстве.
Чтобы начать торговлю, постройте Торговый Пост. После этого торговцы будут посещать ваше поселение примерно раз в год.
Каждый торговец привозит:
- Уникальный набор ресурсов: сырую или готовую пищу, строительные материалы и товары для обслуживания
- Бонусы, улучшающие производство
- Краевые камни или Чертежи зданий

Торговые маршруты позволяют отправлять товары в ранее завершённые поселения, чтобы получать Янтарь. Их значение особенно возрастает после Престижа 10, когда продажа товаров напрямую торговцам становится в два раза менее прибыльной.
Заключение
Не спешите в своих первых прохождениях. Экспериментируйте с разными видами поселенцев и вариантами производства. Чаще ставьте игру на паузу - чтобы запланировать действия или просто прочитать подсказки и описания событий. Эта игра построена на принятии решений, а не на скорости реакции.
В этом гайде мы рассмотрели основы, но остались и другие механики и системы, о которых мы не упомянули, — такие, как биомы, ливнепанк, модификаторы на карте мира и более сложные производственные цепочки. Здесь всегда есть чему научиться.
Не спешите, обдумывайте решения - и наслаждайтесь атмосферой дождливого мира Against the Storm.